В связи с распространением коронавирусной инфекции законодателем предусмотрены дополнительные правовые механизмы защиты прав должников по исполнительным производствам.

20.07.2020 вступил в силу Федеральный закон от 20.07.2020 № 215-ФЗ«Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Федеральный закон № 215-ФЗ), который предусматривает меры государственной поддержки населения и хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Так, например, Федеральным законом № 215-ФЗ предусматривается предоставление судебным приставом-исполнителем определенным категориям должников на основании их заявления рассрочки исполнения требований исполнительных документов, без обращения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

При этом устанавливается запрет на осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности соответствующими юридическими лицами в отношении граждан, которым предоставлена такая рассрочка. Рассрочка предоставляется на срок, указанный в заявлении, но не более чем на 12 месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года, а сумма задолженности по исполнительным документам, в отношении которой должник вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 15 миллионов рублей.

Рассрочка предоставляется должникам-гражданам, являющимся получателями пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, и не имеющим иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для проживания жилого помещения), если совокупный размер пенсии составляет менее двух минимальных размеров оплаты труда по исполнительным документам, с требованиями о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) на срок, указанный в заявлении, но не более чем на 24 месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года. При этом сумма задолженности по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании задолженности, не должна превышать 1 миллион рублей.

Также в отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебными приставами не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества, наложением на него ареста, а также с его изъятием и передачей, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств.

Претендовать на предоставление рассрочки на особых условиях могут также юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, в наибольшей степени пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, за исключением тех, к которым применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по исполнительным документам имущественного характера, за исключением требований по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, о компенсации морального вреда, по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, а также выплате авторских вознаграждений.

С 01.07.2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются:

1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - единый реестр видов контроля);

2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;

3) информационная система досудебного обжалования;

4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее - реестр заключений о соответствии);

5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.

При этом, требования к информационному взаимодействию информационных систем устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В отличие от Федерального закона  от 26.12.2008 № 294-ФЗ где субъектами проверки выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ под контролируемыми лицами в целях настоящего Федерального закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ  вводятся новые формы профилактических мероприятий  при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; консультирование; самообследование; профилактический визит.

Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения контрольным (надзорным) органом.

 

Как не стать жертвой мошенников в сфере информационных технологий

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ст. 5 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Совет 1. Использовать разные пароли при доступе в электронную почту, социальные сети и иные ресурсы, в том числе при использовании сервиса «мобильный банк»

Совет 2. Отключить всплывающие окна на мобильных устройствах.

Совет 3. Установить лимит по снятию наличных

Совет 4. Использовать резервную банковскую карту для оплаты через Интернет.

Совет 5. Не сообщать и не вводить  полные данные своих банковских карт, CVV –код и одноразовые пароли, приходящие по СМС, в том числе сотрудникам банков.

В рамках мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

В рамках мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции 31.03.2020 Федеральным Собранием Российской Федерации принят комплекс законов о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Новыми нормами, призванными обеспечить соблюдение правил карантина, дополнена статья 6.3 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание за нарушение санитарных и гигиенических правил, выразившихся как в действии, так и в бездействии, но совершенное в период режима чрезвычайной ситуации, когда существует опасность для окружающих. К режиму чрезвычайной ситуации приравнивается и карантин, то есть, период введения ограничительных мер. Этой же нормой предусмотрено наказание за невыполнение предписаний (постановлений) органов санитарно-эпидемиологического надзора.


        Совершение перечисленных деяний влекут наложение штрафа от 15 тыс. до 40 тыс. рублей для граждан, от 50 тыс. до 150 тыс. рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, от 200 тыс. до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
Кроме того, в качестве наказания для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрено приостановление их деятельности до 90 суток. Если указанные деяния повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, но не содержат уголовно-наказуемого деяния, граждане будут наказываться штрафом в размере от 150 тыс. до 300 тыс. рублей, должностные лица – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет, индивидуальные предприниматели и юридические лица – штрафом от 500 тыс. до 1 млн. рублей или приостановлением деятельности до 90 суток.
        Протоколы о перечисленных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица Роспотребнадзора и органов внутренних дел, рассматривать такие дела уполномочен суд. В частности, ответственности по указанной статье подлежат лица, прибывшие на территорию Хабаровского края посещавшие страны (территории), где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, несоблюдающие постановления главных государственных санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции (нахождении в изоляционном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) на дому.
.Кроме того, статья 13.15. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дополнена нормами об ответственности юридических лиц за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. За совершение таких действий предусмотрен штраф от 1,5 млн. до 3 млн. рублей. 
         Если распространение недостоверной информации повлекло смерть, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, то штраф составит от 3 млн. до 5 млн. рублей.

О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В статье 20 данного Федерального закона определены категории граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

К ним относятся:

- граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

- инвалиды I и II группы;

- ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

- лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

- усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

- несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года №3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

- граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, в том числе супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации; б) дети и родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

- граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

- правового консультирования в устной и письменной форме;

- составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:

- физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.